Интернет-портал города Мытищи
USD
EUR
| Сделать страницу стартовой
Проверить почту на gmail.com mail.ru rambler.ru inbox.ru bk.ru list.ru pochta.ru front.ru smtp.ru from.ru hotbox.ru rbcmail.ru pisem.net mail15.com mail333.com pochtamt.ru pop3.ru land.ru krovatka.net
Ваш e-mail :
Пароль:
 Найти     
на сайте yandex.ru rambler.ru google.com
 

Информационные разделы Главная Новости Пресса Погода Карты города Транспорт Мобильная связь Как добраться    Ледовый Дворец Арена Мытищи - хоккей, фигурное катание, ледовые шоу, концерты, каток, массовые катания на коньках, чемпионат России по фигурному катанию, Чемпионат Мира по хоккею    Красный кит
Сервисы и услуги сайта Желтые страницы Каталог сайтов Локальные ресурсы Интернет Доска объявлений
Разное История города Работа Полезности Обратная связь
Досуг, отдых, развлечения Галерея фото Форум Знакомства Блоги Кино




История Мытищинского района





 

  1. Краткая история Мытищинского района
  2. Мытищинская земля в далеком прошлом
  3. История Мытищинских селений
  4. Мытищинская волость в 19 - начале 20 столетия
  5. Дела и люди минувших времен
  6. Их творчество связано с краем Мытищинским
  7. disclaimer

Где же проходил волок?

 

У каждого любознательного человека, интересующегося историей, может возникнуть вопрос: а как перетаскивались лодки из Яузы в Клязьму и в каком все-таки месте? Интересуются этими вопросами и краеведы, стремясь докопаться до истины. Попытаемся и мы ответить на эти вопросы.

Волок мог начинаться из речки Работни, которая впадает в Яузу. Поднявшись по ней несколько сот метров вверх, суда с товаром останавливались около оврага справа, следы которого видны до сих пор. Здесь происходила разгрузка товара для его перетаскивания, как пишет С. Б. Веселовский, в Клязьму. В свою очередь, у Клязьмы также располагался овраг. Напрашивается вопрос: не являлись ли они искусственными, образующими подобие гавани для остановки лодок. Если это так, то трасса от одного оврага к другому как раз и являлась местом переброски товаров.

 

В свое время историк прошлого века И. Е. Забелин высказал предпол­ожение о другой трассе волока, и отрицать его полностью тоже нельзя. Он полагал, что в верховьях Яузы, где сейчас находится болото, раньше могло быть большое озеро, из которого и начинался волок в Клязьму. В подтверждение этой версии имеются косвенные доказательства. В документах XV века упоминается гать, проложенная от селения Костино в сторону яузского болота. Слово «гать» общеславянского происхождения и обозначает «проход через болото». Но такой путь переброски товаров мог существовать до появления Переяславской (затем Троицкой) дороги, так как с ее появлением мост на дороге перекрывал путь судам. Так или иначе, но версия Забелина заслуживает внимания.

Однако первая версия представляется более правдоподобной, основываясь на следующих документальных данных. В XVI веке около Болшево упо­миналась пустошь Лошаково. В свою очередь, у речки Работни находилось небольшое селение под тем же названием. Очевидно, не случайно эти селения с одинаковым названием находились у оврагов, предполагаемых перевалочных пунктов из одной реки в другую. В этих селениях могли находиться лоша­ди, которые были необходимы для переброски товаров. Как известно, слово «лоша», то есть «лошадь», на Руси было заимствовано из тюркского языка, с последующим прибавлением суффикса -к, превратившись в слово «лошак». Следовательно, от этого слова и произошло название Лошаково. Это были селения, где держали лошадей для переброски товаров из реки в реку.

Теперь остается выяснить, каким же образом лодки с товаром перетаски­вали на расстояние в семь километров. Понятие «тащить» в общеславянском языке обозначалось словом «волочь». В старинной литературе имеются рисунки с изображением волока лодок людьми за лямки. Имеются и другие свидетельства, когда лодки перекатывались на бревнах. Но при этом поверхность земли быть ровной, что едва ли можно сделать на большом расстоянии. Имелся и третий способ волока, и он изображен на картине нашего известного художника А. М. Васнецова, которая хранится в Московском областном музее.

Способ волока, изображенный на картине, одновременно прост и оригинален.

 

Его суть состоит в следующем: два колеса, соединенных перекладиной, подводили под лодку по слегам прямо в воде. В зависимости от размера лодки таких колес могло быть и три и четыре пары. Таким образом, лодка с товаром оказывалась погруженной на своеобразную телегу с боковыми упорами, которые удерживали лодку. В телегу впрягались «лошаки» и тащили поклажу к пункту назначения. Вот так осуществлялся волок в древние времена нашей истории.

 

Новости дня от РБК



Новости Мытищинского района


Война и мир. Вернется ли Сбербанк в Леонидовку?

18 января 2011
Не утихают страсти вокруг отделения Сбербанка в Леонидовке. В середине ноября из-за конфликта с новым собственником помещения единственный в районе дополнительный офис вынужден был приостановить свою работу, что вызвало волну общественного недовольства, ведь теперь для получения пособий и оплаты коммунальных услуг жителям района нужно было ехать за тридевять земель.

Открытый конкурс фотографии «Мытищи. Город и люди»

13 июля 2009 | комментарии (2)
С 01 сентября по 01 октября текущего года в залах Мытищинского историко-художественного музея ( г.Мытищи, ул. Мира, д.4) будет проводиться 3-я выставка мытищинских фотографов и открытый конкурс фотографии «Мытищи. Город и люди». К участию в выставке и открытом конкурсе приглашаются все желающие.

ОАО «ЦентрТелеком» изменяет тарифы на услуги проводного радиовещания

25 июня 2009 | комментарии (5)
ОАО «ЦентрТелеком» с 1 июля 2009 года в соответствии с приказом Генерального директора ОАО «ЦентрТелеком» повышает тарифы на услуги связи проводного радиовещания.

Возобновлен выпуск городского спортивного журнала

27 мая 2009
После почти пятимесячного перерыва возобновлен выпуск ежемесячного городского спортивного журнала «Спорт & Мытищи», издаваемого с апреля 2007 года Московским областным общественным «Благотворительным фондом развития физкультуры и спорта».

 



Архитектурное сооружение посвященное 300-т летию мытищинского водоканала  
Copyright © 2004-2007 MYT.GROUP
При использовании материалов прямая гиперссылка на ресурс www.m-y-t.ru обязательна
РекламаСотрудничествоОбратная связь